?

Log in

No account? Create an account
дом

ya_yoja


Заметки иностранного студента в Праге


Previous Entry Share
Первые впечатления от учебы в ČVUT на строительном факультете
дом
ya_yoja
Прошло уже 3 недели обучения в ČVUT на строительном факультете.

В конце концов, из двух магистерских программ, на которые меня приняли, я выбрала Inteligentní budovy (Умные здания).

Inteligentní budovy – новая двухлетняя программа для подготовки магистров. Аккредитирована лишь очная форма обучения на чешском языке.

Далее приведу вольный перевод информации о программе с официального сайта:

"Умное здание обеспечивает оптимальную внутреннюю среду для комфортного проживания (или подходящие условия для производства разного рода продукции) с помощью соответствующих строительных конструкций, специальных управляющих систем, служб  и менеджмента. Умный дом – эффективный с экономической, энергетической точки зрения и  по отношению к окружающей среде, а также обладает возможностью многоцелевого использования и реконфигурации.

Данная учебная программа готовит специалистов по проектированию, реализации и управлению современными зданиями, а также для производства элементов умных зданий.

«Умное здание» - здание с высоко развитой системой управления, мониторинга без необходимости участия человека в этом процессе.

Прежде всего, при проектировании умного здания необходимо предусматривать «умное» внедрение систем управления в строительные элементы и подходящий выбор строительных материалов, включая соответствующие концептуальные решения, касаемые будущего использования и обслуживания объекта."




Обучение проходит сразу на трех факультетах: строительном (FSv), машиностроительном (FS) и электротехническом (FEL).

Перед началом учебы каждый студент должен был самостоятельно составит свое расписание. Все студенты (бакалавры, магистры, докторанты) и соответственно сами сотрудники и преподаватели университета пользуются специальной учебной информационной системой KOS.



Учащиеся перед записью предметов получили логин для доступа в систему. На составление расписания отводилось 4 дня. Был предложен громадный список предметов. К каждому  приведено описание, необходимые требования к изучению, темы лекций и т.д.  



Пока я разобралась с системой и проанализировала все предметы, прошла половина первого дня записи. И каково же было мое удивления, когда, начав записываться на интересующие меня предметы, я обнаружила, что на многие из них уже превышен лимит студентов.

Поэтому мой совет на будущее: начинайте составлять свое расписание с первых часов открытия системы KOS, чтобы успеть записаться на наиболее интересные. Тем не менее, я смогла записаться на те предметы, которые хотела. В случае некоторых дисциплин университет пошел на встречу студентам и повысил количество учащихся, имеющих возможность посещать те или иные лекции.



У бакалавров дела обстоят немного по-другому. Они в основном не составляют расписание, им предоставляется готовое. У докторантов тоже своя система.

Составление расписания дело нехитрое, но повозиться придется. Основная проблема – большая возможность выпадения лекций или семинаров на одно и то же время (естественно, изменить время нельзя). В таком случае, от какого-то одного предмета придется отказаться.
 
Расписание, как и в российских вузах, составляется на четные и нечетные недели. Пары начинаются с 8 утра. Причем достаточно интересная расчасовка: 8.00-8.50, 9.00-9.50 – 1-ая пара, 10.00-10.50, 11.00-11.50 – 2-ая пара и т.д. Т.е. в середине занятия 10-минутный перерыв. На деле, конечно, никакого 10-минутного перерыва нет. Иногда пару заканчивают раньше, но чаще всего просто сидим все 110 минут и слушаем лекцию.

Но каждом факультете разная расчасовка, в связи с чем первое время возникали проблемы «во сколько вообще начинается эта пара?». Несколько раз я приходила к середине занятий или вообще к концу, наивно полагая, что везде учеба начинается в 8 утра. Но, как оказалось позже, занятия на FS и FEL начинаются в 7.15. Пара идет 1.5 часа а потом 15-минутный перерыв.
 
Сложности были не только с расчасовкой. Найти необходимый кабинет оказалось не так-то легко. Например, в расписании вы можете увидеть такой номер кабинета: TH: A-s135. Как позже выяснилось, TH – Thakurová (название улицы, на которой находится здание), А – корпус здания,  S – suterén (подвальный этаж), 135 – номер аудитории.
 
Своим расписанием я осталась довольна. На четной недели у меня свободна целая пятница. Во вторник всего лишь одна пара. Понедельник, среда и четверг самые напряженные дни. В эти дни занятия в основном до 20.00, но есть и перерывчики между парами для отдыха.
 
У каждого студента на сайте вуза заведена электронная почта – это основной информационный канал со студентами. Преподаватели пишут Вам об отмене или переносе лекций, студенческое отделение сообщает новости. Да и сами одногруппники могут написать письмо. Кстати, в моей группе (со строительным направлением) 14 человек. Иностранка я одна. Хотя в целом в потоке, учитывая студентов с FS и FEL, найдется еще 2-3 русскоговорящих.



В Чехии действует система кредитов, отвечающая требованиям Болонской декларации, которая объединяет страны Европы с целью создания единого образовательного пространства. При сдаче каждого предмета студент получает определенного количество кредитов (так называемые зачетные единицы). Не стоит путать кредиты с оценками. Сдадите ли Вы дисциплину на 1, 2 или 3 (по чешской системе оценок), в любом случае получите такое количество кредитов, какое приписано данному предмету. В основном, на каждую дисциплину приходится 4-5 кредитов. Проекты и дипломные работы, естественно, оцениваются в более высокое количество кредитов.
 
За семестр мы должны набрать 30 кредитов. Минимальное количество кредитов за весь период обучения на программе Inteligentní budovy – 120. При составлении расписания стоит учитывать данный минимум кредитов.

А теперь непосредственно расскажу живые впечатления от первых недель учебы.

Что удивило:
  • Посещение лекций не является обязательным.
Никто не отмечает. Но Практические занятие являются обязательными. Зачастую, работа на семинарах – основное условие для получение зачета.

С каждым учебным днем студентов на лекциях становилось все меньше и меньше. Хотя практические занятия тоже не стали исключением: на одно из них пришла я одна.
 
  • 90% лекций проводится с помощью презентаций.
В каждом кабинете есть проектор. Преподаватели приходят со своими ноутбуками и читают лекцию с визуальным сопровождением. На некоторых факультетах преподаватели читают лекции с микрофоном, да и еще с соответствующей подсветкой аудитории.

Лично для меня это ужасно непривычная система. Я привыкла писать лекции. Причем быстро и много. Чешские же студенты не пишут. У единиц можно на партах увидеть тетрадки и ручки. В основном все сидят и смотрят презентации. Лично у меня от такого «киносеанса» в голове мало что остается. Хотя уже начинаю потихоньку привыкать. Что-то все равно записываю, тренируя чешский.

Есть пара предметов, где приходится писать. На таких лекциях чувствуешь себя в своей тарелке, хоть и лекции пока пишу половина на чешском, половина на русском языке (что не успеваю написать по-чешски, пишу по-русски, что делаю намного быстрее).
 
Презентации потом выкладываются в Интернет  на соответствующий сервер для студентов, где их можно скачать.
 
  • Все постоянно едят.
Причем порою действительно доходит до абсурда. Приведу конкретный пример, который наблюдала в первые же дни: молодой человек принес с собой целый пакет еды. Разложил на парте роглики, паштет, овощи. В течение пары спокойно уплетал все это за обе щеки, да еще и угощал сидящих рядом помидорками. Преподавателя тоже не обделил вниманием. Но тот ничего не имел против. Даже наоборот, пожелал приятного аппетита (без издевки) и добавил, что когда студент ест, он не спит и не говорит – а это главное=)

Ребята носят с собой контейнеры с едой, термосы с чаем. Но самое популярное – это громадные багеты. Ест их каждый второй и чуть ли не каждой перемене. Автоматы с багетами и кофе почти на всех этажах во всех копусах университета.

Не подумайте, я ничего не имею против. Пусть кушают. Но у нас бы это считалось неуважительным поведением. Тем более, когда однокурсник на всю аудиторию (а тебе слышнее всего, потому что ты сидишь рядом) грызет яблоко.

Единственная привычка, которую я очень уважаю у чехов, - это постоянное потребление воды. Каждый ходит на пары с водой. Для тех, кто не знал, в Чехии можно пить водопроводную воду, поэтому на переменке все дружно идут и набирают себе попить прямо из-под крана.
 
  • При все моем уважении к чехам не могу не отметить один факт. Постоянное сморкание!
В отличие от нас, публичная прочистка носа не считается пробелом в воспитании, а даже наоборот. Одно не понимаю, зачем же так громко. Здесь не могу не привести в пример комментарий подруги на эту тему: «В случае моей несдачи экзаменов прошу винить нон-стоп сморкающихся чехов!! Ну честное слово, как на тромбонах играют..»
 
Что порадовало:
  • Учиться очень интересно.
Преподаватели потрясающие. Конечно, понимаешь не все, не хватает знаний специальных терминов. Да и привыкнуть надо к такому объему информации на чешском. Но это дело поправимое при должном  отношении к учебе.

  •  Уже в первые недели были лекции, которые проводили профессора заграничных вузов (из Германии и Гонг-Конга). Также в рамках предмета Электротехника и умные здания прочитал лекцию директор Технической инспекции ЧР.
 
В общем, вывод такой: я очень довольна! Хочется учиться в таком университете, пусть и с постоянно сморкающимися одногруппниками=)
Tags:

  • 1
запости ченить?!)

С днем рождения!

Спасибо большое!!!

  • 1